новости наш класс наша школа для родителей гостевая карта сайта
 

Расписание занятий
Объявления
Информация от МВ
Родительское собрание
Вообще...
Поддержка сайта
Школы Троицка
Городской портал Троицка
 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Главная > Для родителей > Вообще...

Для родителей
Вообще...

Тема.LV: Рейтинг рижских школ Версия для печати

ГДЕ ЛУЧШЕ УЧАТ

ОЛЬГА БАЗЫЛЕВИЧ, olga.b@bb.lv

Как-то так получилось, что в нашей стране уже не первый год ведется список латвийских миллионеров (и даже отдельно - миллионерш, их детей, машин и домашних животных). А вот ранжирования общеобразовательных учреждений никто еще не учредил. Хотя нам представляется это не менее важным.

КАКИЕ ШКОЛЫ БЫВАЮТ

Латвийские общеобразовательные заведения можно разделить по нескольким параметрам. Во-первых, по языку обучения, причем это не только государственный и русский язык. Например, в Риге есть школы, в которых преподавание ведется на польском, украинском, белорусском и даже английском языке. Существуют и двухпоточные школы, которых, правда, осталось совсем немного. В Риге таких всего десять.


Во-вторых, школы делятся на государственные и частные. Основным плюсом последних их работники называют малое число учеников, благодаря чему учитель может больше внимания уделить каждому. Но при этом широко распространено мнение, что в таких учебных заведениях создаются тепличные условия, с детей меньше спрашивают, отчего страдает уровень их знаний.

В-третьих, существуют еще лицеи и гимназии. И если слово "лицей" ни к чему не обязывает - это просто элемент названия, то гимназия - совсем другое дело. Этот статус означает не только особые требования к качеству образования, но и дополнительное финансирование от Министерства образования и науки. Гимназии в нашей стране встречаются намного реже обычных школ во многом потому, что для получения этого статуса учебному заведению надо отвечать некоторым критериям. Это и определенное число учеников, и наличие более чем одной образовательной программы: то есть должны быть не только общеобразовательные классы, но и, например, физико-математические или гуманитарные. Сами гимназии, в свою очередь, делятся на государственные и "просто гимназии". Первые - "круче". Так, важное условие для государственных гимназий - не меньше 75 процентов выпускников должны сдать централизованные экзамены на уровне А, B и C. Отметим, что статуса гимназии можно лишиться, если два года подряд учебное заведение не обеспечивает необходимых показателей.
Еще важно знать, что в гимназиях учатся только начиная с 7-го класса. Поступление проходит по конкурсу, то есть здесь не действует принцип микрорайона (в первую очередь в школу попадают те, кто живет поблизости). Педагоги говорят о том, что первый год в гимназии часто бывает довольно тяжелым - возрастают требования и нагрузка. Причем почти все дети приходят с разным багажом знаний, обобщить которые не так просто.

Однако далеко не всегда обычные школы проигрывают гимназиям. Довольно часто они отказываются от почетного статуса только потому, что не хотят отделять 1-6-е классы.

Зачастую выбор тех, кто ищет лучшую школу, падает на специализированные учебные заведения. Это вполне логично: если ребенку легко даются языки - к услугам родителей языковые школы (английские, немецкие, французские). Есть и школы, сильная сторона которых точные науки. Но самое интересное - в Латвии официально не существует школьной специализации! Все "титулы" - английская, математическая - народные. Однако, несомненно, многие школы уделяют повышенное внимание какому-либо предмету, имеют особую программу или возможности для внеклассный занятий.

А чтобы выяснить, насколько народная слава оправдана, стоит навестить школу лично, к тому же посмотреть успехи воспитанников этого заведения на олимпиадах (страница 20) и в рейтинге по результатам сдачи выпускных экзаменов (об этом ниже).

СТРАШНАЯ ВОЕННАЯ ТАЙНА...

Увы, чиновники от образования пока еще только размышляют о создании единого списка школ, в котором указывались бы данные по успеваемости (в этом признается директор Госагентства оценки качества общего образования Эвия Папуле на странице 22). Родители же тем временем остаются без насущной информации. Мы решили исправить это очевидное недоразумение. Тем более что на первый взгляд вся информация, необходимая для создания рейтинга школ, общедоступна...

Самым очевидным параметром для оценки качества образования кажутся результаты централизованных экзаменов (ЦЭ). Их сдают практически все ученики, и проверяются они централизованно, то есть объективно. Эти данные находятся в свободном доступе на интернет-странице Центра содержания образования и экзаменации (www.isec.gov.lv). Однако воспользоваться ими могут только специалисты - названия школ здесь заменены восьмизначными кодами.
За их расшифровкой мы обратились к специалистам Центра содержания образования и экзаменации. Но там публикацию рейтинга школ почему-то посчитали неэтичной и наотрез отказались раскрывать "военную тайну". Тайна, между тем, оказалось не такой уж страшной, за какой-то час мы сумели разгадать коды центральных рижских школ. Собственно, при большом желании можно было бы расшифровать и все остальные учебные заведения Риги, и даже Латвии. Но чтобы ускорить процесс, мы повторно обратились в вышеупомянутую организацию...

На этот раз нам удалось дозвониться до руководителя отдела анализа и подготовки данных Астры Цируле. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что коды школ вовсе не являются секретом. Мало того, даже родители могут запросить сведения по конкретным учебным заведениям. Надо лишь написать заявление, указав цель получения этих данных, так как результаты экзаменов сами по себе являются информацией с ограниченным доступом. Получив код, родители могут посмотреть в Интернете, как сдавали централизованные экзамены ученики той или иной школы за последние шесть лет.

Тем не менее этого недостаточно, чтобы составить представление о том, кто есть кто среди латвийских общеобразовательных заведений. На нашу робкую просьбу предоставить нам коды именно "первой десятки школ", была дан категорический отказ: "Никаких рейтингов!".

...И ЕЕ РАЗГАДКА

Сначала нам было совершенно непонятно, зачем весь этот ореол таинственности вокруг результатов экзаменов. Однако в ходе работы над рейтингом мы наткнулись на частную школу, в которой в прошлом году учился только один двенадцатиклассник. Получилось, что результаты всей школы - это его результаты. А это уже личная информация, разглашать которую вправе только сам ученик, если он того пожелает.

Но самое интересное - уже спустя две недели после начала переговоров с чиновниками мы случайно обнаружили, что коды школ можно получить без каких-либо бюрократических проволочек. Они находятся в свободном доступе, все в той же глобальной паутине, а именно: на сайте Министерства образования и науки в разделе "Учебные заведения", в списке общеобразовательных школ (www.izm.gov.lv).

Там, правда, указан код из шести первых цифр, а не полный из восьми, как на сайте Центра содержания образования и экзаменации. Но и по ним можно безошибочно определить школу, так как последние две цифры никакой информации не несут.

В общем, у нас к чиновникам вопрос: и для чего тогда было разводить всю эту конспирацию?

В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ

Напомним, что двенадцатиклассники сдают пять централизованных экзаменов, из них только два обязательных - по латышскому языку и первому иностранному (обычно это английский язык).

Еще один экзамен, как правило, выбирает школа. (Однако некоторые учебные заведения позволяют ученикам самим решать и этот вопрос.) В школах с несколькими направлениями обучения часто обязательный школьный экзамен варьируется в зависимости от специализации. И оставшиеся два экзамена выбирает сам выпускник.

А что делать в остальных случаях?

Возьмем, к примеру, математику. Предмет, несомненно, важный. Предположим, что ее сдают в двух школах, при этом одна с сильным преподаванием математики, другая - послабее. Так как в первой математика считается очень важной, экзамен по этому предмету обязателен даже для учеников гуманитарных классов.

Во второй школе на этот экзамен отправляются только 15 человек - те, кто в своих силах уверен и свою жизнь планирует связать с цифрами. И вполне возможно, что в процентном отношении вторая школа будет смотреться даже лучше. Но это не представит картины в целом! То есть важно уяснить необходимый для ранжирования процент сдававших этот экзамен в рассматриваемой школе.

Кроме того, трудно сравнить все результаты экзаменов - есть весьма специфические предметы, например химия и биология, которые обычно сдают будущие медики. Таких может быть 4-5 человек на всю школу, а может и не оказаться совсем.

КАК МЫ СОСТАВЛЯЛИ РЕЙТИНГ

Чтобы сделать рейтинг максимально объективным, мы взяли три параметра - результаты централизованных экзаменов по латышскому и английскому языку и математике за последний, то есть 2005/2006 учебный год.

За экзамен, сданный на уровне A, мы присуждали
5 баллов, за B - 4, C - 3, D - 2, E - 1, а F - 0 баллов, так как эта оценка не является проходной при поступлении в вуз. После этого суммировали их и делили на количество сдававших. Таким образом получилось три рейтинга, по одному на каждый предмет. Для выведения общего балла мы вычислили среднее арифметическое. Школы с одинаковым количеством баллов получали одно место.

Со сложностями мы столкнулись, ранжируя школы по результатам ЦЭ по математике. Дело в том, что с 2000 по 2008 год он не является обязательным для всех учащихся.

Школ, ученики которых все без исключения сдавали математику, очень немного, в центральном районе, например, только две. Для остальных мы использовали систему, основанную на довольно смелом предположении, что математику не пошли сдавать те, кто в ней не так силен.

То есть за одного не сдававшего этот экзамен школе присуждались 2 балла, эквивалентные уровню D. Полученное количество баллов мы поделили на количество учеников и вывели рейтинг по предмету. Были и такие школы, в которых ни один ученик не сдавал математику. В таком случае школа получала 2 балла - как если бы все ее ученики получили D. Правда, вполне возможно, что эти показатели завышены, ведь есть школы, у которых рейтинг по математике ниже 2, несмотря на то, что школьники добровольно решили этот экзамен сдавать.

Верно ли предположение, что те, кто математику решил не сдавать, знает ее на уровне Е, нам уже никогда не узнать. Однако скоро такой проблемы не будет - с 2008 года он вновь станет обязательным.
Кстати, стоит отметить, что это будет совсем другой экзамен по математике. Обязательные экзамены у нас отличаются от выборочных по содержанию - обязательные рассчитаны на среднестатистического ученика, выборочные - на тех, кто силен в этом предмете. То есть в 2008 году задания по алгебре и геометрии будут предусмотрены такими, чтобы свои знания мог показать каждый.

ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ

Многие из школ, ежегодно занимающих высокие места в олимпиадном рейтинге, оказались и на верхушке списка, созданного нами. Безусловно, это говорит о многом. Есть, однако, и те, кто на централизованных экзаменах показал себя намного лучше, чем на олимпиадах. Например, Рижская центральная гуманитарная гимназия (теперь - средняя школа) добилась просто феноменальных показателей на экзамене по английскому языку, а в олимпиадном рейтинге оказалась лишь на 90-м (!) месте. Примечательно и то, что несмотря на бытующее в народе мнение о низком уровне образования в частных школах, они очень достойно показали себя в нашем рейтинге.

И в заключение хочется напомнить, что при выборе школы стоит руководствоваться не только ее местом в рейтинге и престижем, но и другими факторами. Например, многие из школ, оказавшихся наверху нашего списка, это школы центрального района, которые не могут похвастать просторными помещениями, уютными классами, а порой даже собственными стадионами или столовой.

Не забывайте о бытовом комфорте ребенка, ибо бытие, что бы там ни говорили, тоже определяет сознание!

ДЛЯ ОСОБО ОДАРЕННЫХ

Уже на протяжении почти 10 лет Фонд Дружественного призыва (DraudzЈgв Aicinвjuma fonds) составляет список лучших школ по результатам государственных и краевых (в Риге это все городские школы) олимпиад и конкурсов. На данный момент это единственный официальный рейтинг школ. Так как победу в таких конкурсах одерживают особо одаренные дети, сами составители называют список рейтингом высшего качества.

КОЭФФИЦИЕНТ РАЗНООБРАЗИЯ

Учебные заведения оцениваются в трех категориях - школы республиканских городов (Рига, Даугавпилс, Елгава, Лиепая, Резекне и Вентспилс), городские (в городе должно быть хотя бы три средних или основных школы) и деревенские (прочие). Это, по словам составителей, делает рейтинг демократичнее, позволяя учебным заведениям из маленьких городов также получить приз.

Однако на сайте фонда можно ознакомиться и с общим списком, в котором ранжированы все школы-участницы. Чтобы попасть в список, школе необходимо хотя бы одно призовое место на краевой или государственной олимпиаде или конкурсе, приравненном к ней. То есть районные и международные олимпиады не учитываются. За 1-4-е места школе присуждается определенное количество пунктов, причем существует максимум, больше которого школа получить не может. Так, например, школьники из 1-й Рижской гимназии на олимпиаде по математике собрали призов аж на 70 пунктов, но зачли им только 66, так как больше этого числа школе за участие в одной олимпиаде не полагается по условиям рейтинга.

Еще одна попытка сделать рейтинг справедливее - введение коэффициента разнообразия. Таким образом "наверх" чаще попадают те школы, ученики которых проявляют себя во многих направлениях.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ЭТОТ РЕЙТИНГ

В пятерку сильнейших обычно входят одни и те же учебные заведения. Так, уже много лет возглавляет список то Даугавпилская Русская школа-лицей, то 1-я Рижская гимназия. Постоянство свидетельствует, что высокие показатели достигнуты не только по воле обстоятельств. Например потому, что в этот год в 10-х классах подобрались особо одаренные дети. Или потому, что в этом году проводили олимпиады именно по таким предметам, в которых ученики смогли себя проявить.
Кстати, стоит заметить, что многие олимпиады не проводятся каждый год или не проводятся на уровне края. К тому же, например, в олимпиаде по французскому языку участвует всего несколько школ, потому что этот предмет в Латвии преподается крайне редко. Получается, что у "французов" больше шансов попасть в верхние строки рейтинга.

Кроме того, следует учитывать, что рейтинг по итогам олимпиад не всегда отображает качество образования. Ведь в школе могут учиться два-три вундеркинда, собирающих призы на всех олимпиадах по математике, иностранным языкам и, скажем, биологии. Если школа небольшая, этого будет достаточно, чтобы забраться в начало рейтинга. Высокие показатели могут также свидетельствовать о том, что в этом учебном заведении хорошо работают с особо одаренными детьми. Однако останется неизвестным, сколько внимания получают остальные.

С результатами за период с 1998 по 2006 год можно ознакомиться на сайте фонда: http://www.konkurss.lv/da_balva.asp. Очень удобно, что можно вывести рейтинг не только по школам, но и по отдельным олимпиадам, чтобы таким образом узнать, какое из учебных заведений сильно в том или ином предмете.


РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Специалисты Государственного агентства по оценке качества общего образования дают следующие рекомендации:

* Документы! Проверьте, аккредитована ли школа, все ли программы получили лицензию.
* Материальная и техническая база. Узнайте, сколько в школе компьютеров, есть ли стадион, хватает ли места в столовой, отремонтированы ли кабинеты и т. д.
* Количество учеников в классах. Чем меньше у ребенка одноклассников, тем больше внимания именно ему может уделить учитель. Стоит, однако, заметить, что в школах, зарекомендовавших себя как хорошие, классы обычно переполнены.
* Преподавательский состав. Если в учебном заведении много молодых специалистов, это свидетельствует о том, что школа живет и интересна тем, кто недавно начал свою карьеру. К сожалению, ситуация сегодня такова, что в школу молодые учителя вообще редко идут работать. Так что коллектив "в возрасте" - не всегда вина школы.
* Библиотека. Хорошая библиотека предоставляет возможность ребенку легко получить книги, необходимые для его развития. К тому же многим родителям важно знать, есть ли в школе необходимые учебники или же их надо приобретать самим.
* Кружки, секции, факультативы.
* Общая психологическая атмосфера. Этот пункт, конечно, сложнее всего поддается проверке. Сама школа ничего плохого про себя говорить не станет. Но можно не полениться
и несколько раз зайти в школу, понаблюдать, чем занимаются дети на переменах, поговорить с некоторыми учениками.



МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

МЫ БОИМСЯ ПОСМОТРЕТЬ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Янис Энделе, автор идеи олимпиадного рейтинга:

- Конечно, рейтинг школ по результатам олимпиад не освещает ситуацию в целом - это для избранных, особо одаренных. Он и создавался для того, чтобы поощрить работу с талантливыми детьми. Более полную картину могут предоставить результаты централизованных экзаменов. Для этого надо разработать целую систему. Но помимо того тут необходима поддержка Министерства образования и науки, так как поощрять победителей надо не символическими, а материальными призами. Можно, например, подарить необходимую технику и оборудование или же просто перевести энную сумму, которой школа распорядится сама. Все говорят о том, что из фондов ЕС государство готово отдать большие суммы на образование. Премирование лучших учебных заведений - прекрасное вложение.

Я уверен, что это способствовало бы проявлению инициативы самих школ. Для учебных заведений, которым из-за рейтинга успеваемости, возможно, будет грозить даже закрытие, это может стать стимулом для развития, повышения квалификации преподавателей, раскрытия талантов учеников.

Вообще мне непонятно, почему таких списков до сих пор нет, и Министерство образования и науки не горит желанием их составить. Создается впечатление, что мы просто боимся взглянуть правде в глаза и увидеть, какова ситуация в латвийских школах на самом деле. Мой сын учился в США и Великобритании, поэтому с уверенностью могу сказать, что на Западе все по-другому. Там учебные заведения ранжируются уже давно, процесс налажен, есть очень хорошая методология. Рейтинги создают и на региональном, и на государственном уровне. Для университетов в Англии, например, есть как общие рейтинги, так и списки по отделениям.

Не понимаю, как такие списки могли бы навредить латвийским школам. Родителям могу пока посоветовать не полениться и обследовать ситуацию. Если ребенок очень силен, например, в иностранных языках, и они ему нравятся, можно посмотреть в нашем рейтинге по олимпиадам, какие школы готовят самых сильных учеников. Но главное - не воплощать свои амбиции в детях и не отправлять талантливого математика в английскую школу только потому, что она в списке на первом месте.

РЕЙТИНГ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ЗАКРЫТИЮ НЕКОТОРЫХ ШКОЛ

Владимир Литвинский, замдиректора по вопросам информатики Рижской 40-й средней школы:

- В принципе, могу понять, почему Министерство образования и науки не спешит создавать рейтинг по результатам экзаменов. Он может означать закрытие тех школ, что окажутся внизу списка. Например, в этом году в школе А и школе Б откроют по 2 класса, однако заявлений в школу А с хорошими показателями и репутацией было подано 80 заявлений, а в школу Б - всего 20. Если же еще и официальный рейтинг школ покажет, что школа Б слабее, ей грозит закрытие, а преподавателям - безработица.

Когда родители отправляют малыша в первый класс, то обстоятельство, как сдают экзамены в двенадцатом, имеет небольшое значение. Намного важнее обстановка в школе и личность классного руководителя, который будет рядом с ребенком на протяжении первых четырех лет. Поэтому будет очень хорошо, если родители заранее познакомятся с педагогом.

Так же обстоит дело и с рейтингом по результатам олимпиад. Принимать их во внимание стоит, если показатели той или иной школы стабильны из года в год. Но даже и в этом случае высокие места в списках лишь уменьшают вероятность того, что попадется плохой преподаватель. Однако никто не застрахован от неприятных сюрпризов. Удачный выбор школы во многом дело случая и удачи.

ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА ИНФОРМАЦИЯ СТАНЕТ ДОСТУПНЕЕ

Эвия Папуле, директор Государственного агентства оценки качества общего образования:

- Агентство обобщает различные данные, которые получает в ходе аккредитации школ. Эта информация доступна самим школам и Министерству образования и науки. Однако со временем мы планируем сделать некую часть этой информации доступной и широкой публике. На это, думаю, потребуется еще два-три года, и скорее всего, наша идея примет вид специальной страницы в Интернете. Важно составить грамотные списки, учитывая разные параметры. С рейтингами надо быть аккуратней, они очень часто получаются однобокими. Рейтинги по результатам олимпиад или сдачи централизованных экзаменов могут быть только дополнением, но не главным критерием при выборе учебного заведения. Они не дают оценку школе в целом. К тому же имеют смысл только в случае, если высокие показатели сохраняются из года в год. Тогда можно предположить, что уровень школы высок. Я бы советовала составлять такие рейтинги по районам, так как очень многое зависит и от финансовых возможностей самоуправлений.


Рейтинг школ Риги с русским и латышским языком обучения, а также рейтинг рижских школ по результатам Олимпиад см. в печатной версии журнала Бизнес.LV

Источник: http://rk40.org/downloads/Skolas_bb_lv.htm